Казахстанский дизайнер Мендыбай Алин, сделавший еще первые наброски дизайна тенге, рассказал о подробностях создания национальной валюты, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Как рассказал полиграфист и автор тенге, в начале 90-х годов было очень много эскизов и направлений по созданию тенге, которые отклонялись. «Вначале было очень много курьезов, ошибок, которые приходилось исправлять», — добавил он. Также художник рассказал, что над дизайном тенге изначально работали только двое дизайнеров. «Портретных направлений было очень много, начиная от современных писателей и артистов, от вождя гуннов Аттилы до Габита Мусрепова. Мои портреты не приняли. Комиссия утвердила работу моего коллеги Агимсалы Дузельханова. Большая часть портретов — его работа», — сказал он.
Как рассказал дизайнер, общие концепции тенге первой серии (лицевая и оборотная часть тенге) — это его задумка. По словам художника, причиной выбора на тенге имевшихся портретов являлся антропологический «фэйс», который миру не был знаком. Кроме того, Алин рассказал о трудностях, возникших при создании первой серии тенге. «Сложность была в том, чтобы правильно воспроизвести портреты великих людей XVIII-XIX веков, например Абылай хана и Абулхаир хана, так как не сохранилось точных фотографических реалистичных данных», — пояснил собеседник.
Алин отметил, что стандартно на изготовление банкноты уходит 2-2,5 года. Однако казахстанские дизайнеры создали все номиналы в течение одного года. При этом дизайнер отметил, что все банкноты были сделаны вручную. «На тот момент, когда мы закончили с банкнотами, тиыны опаздывали. Наладить производство монет оказалось не так быстро. Пришлось делать бумажные тиыны. Тенге без тиынов в обращение пустить нельзя было. В течение двух недель мы выдавали в день по одному тиыну», — рассказал Алин.
По поводу критики в отношении дизайна тенге Алин отметил, что, безусловно, она была. «Чего мы только не услышали. Были и такие высказывания: почему испортили лицо моего предка? Критика была по всем фронтам и по цветам в том числе», — сказал он. Дизайнер назвал своими любимыми купюрами — тенге из серии «Аль-Фараби» — это пяти- и десятитысячные купюры. «Я выделяю именно эти купюры, так как при их создании мне дали возможность выбора цветов», — пояснил автор дизайна тенге. Между тем, художник рассказал о своих банкнотах-фаворитах. «Я уважаю старые немецкие марки. У них очень высокое качество. Из современных больше нравятся банкноты небольших стран и островов. Они могут себе позволить свободу, могут экспериментировать, вводить необычные элементы», — сказал собеседник.
Как заявил Алин, тенге отличается в мире высоким качеством защитных свойств. Так, элемент SPARK, используемый на пятитысячной купюре серии «Раскрытая ладонь», невозможно подделать. «В нем используется краска, взятая из космической промышленности», — добавил художник. Также Алин отметил, что после того, как Казахстан впервые использовал этот элемент, его начали применять в более 30 крупных странах мира.
В ходе беседы спикер рассказал, что в начале 90-х годов после ввода первой серии к дизайнеру обращались люди из теневого бизнеса, которые хотели выяснить подробности дизайна тенге. «Сейчас мы уже защищены от подобных контактов», — добавил он. Как отметил Алин, сейчас чаще всего подделываются купюры номиналом в 200, 500 и 2000 тенге, которые чаще всего используются в обороте.
Дизайнер также наглядно показал, как создается тенге на начальной стадии. Эскиз был сделан с изображением вождя гуннов Аттилы. По его словам, персонаж заслуживает, чтобы попасть на банкноты следующих серий.
html-cсылка на публикацию |
|
BB-cсылка на публикацию |
|
Прямая ссылка на публикацию |
|
|